Лекция, с которой выступил Владимир Вятрович на «Историческом клубе», получила название «Проти oунiвсько-сiонiстської спiвпрацi» (что дословно можно перевести как «Против оуновско-сионисткого сотрудничества»), а тема лекции была сформулирована так: «Провокации Комитета Государственной Безопасности, направленные на обострение отношений между украинским и еврейским национальными движениями».
В ходе своего выступления Владимир Вятрович, на примерах исторических документальных свидетельств, рассказал о деятельности КГБ, с помощью которой советская власть во второй половине ХХ века стремилась «обуздать» украинских националистов, используя для этого, в частности, обвинения в антисемитизме членов Организации Украинских Националистов (ОУН). По словам историка, основой для этой лекции стала его собственная работа «Кухня антисемитизма от КГБ», которая широко известна и активно обсуждается в научном мире не только Украины, но и за рубежом.
«Действия КГБ, направленные на обострение украино-еврейских отношений, были реализацией древнеримской имперской концепции «разделяй и властвуй», которая позволяла советским властям поработить представителей очень многих национальностей, – убежден Владимир Вятрович. – Конечно, политика обострения украинско-еврейских отношений опиралась не только на мифы и выдуманные факты – известно, что между украинцев и евреев исторически было много противоречий, но эти противоречия не были чем-то исключительным, это характерно для соседствующих народов, и к этому следует добавить религиозные противоречия и экономические факторы, социальные отношения. Евреи выступали в специфической роли – они были «меньшинством в меньшинстве», ведь они, фактически, жили как национальное меньшинство на этнических территориях народа, который сам был лишен своего государства. Эта роль успешно использовалась правящим государством – евреев пытались использовать как инструмент «укрощения» украинцев и в польском, и в советском государстве. К тому же, исторические конфликты, которые имели место быть между украинцами и евреями, не давали возможности для полноценного украино-еврейского сотрудничества, ибо в сознании, в коллективной памяти двух народов жили воспоминания о драматических и трагических ситуациях, конфликтах».
Несмотря на то, что сама лекция была посвящена провокациям КГБ, которые относятся к 60-80 годам прошлого века, в качестве предыстории Владимир Вятрович обратился к событиям предвоенного периода: «25 мая 1926 террорист Самуэль Шварцбард убил Симона Петлюру – главного атамана армии Украинской Народной Республики, но его физическая ликвидация была только первой частью работы преступника. Вместе с этим он должен был дискредитировать личность убитого и все движение, которое он представлял. Оба акта Шварцбард отыграл «на отлично»: он вышел из этой истории с ореолом мстителя, а за Петлюрой надолго закрепилось тавро антисемита, и не только за ним, а за всем украинским движением, которое он представлял. С этим не соглашался Владимир (Зеев) Жаботинский, но услышан он не был. Также не были учтены факты биографии Шварцбарта, в которой прослеживались связи с большевистским Чрезвычайным Комитетом. В общем, история с Петлюрой настолько понравилась чекистам, что была использована много раз, как способ пришивания ярлыка «антисемиты» на все украинское движение в борьбе с ним».
Владмир Вятрович подчеркнул, что история украино-еврейских отношений – сложна и неоднозначна, и не менее спорно ее отображение в работах ученых: за годы накопилось множество недомолвок, и, что самое главное, неправды и лжи, которые распространялись и продолжают сознательно распространяться. Так, в коллективной памяти евреев и украинцев прочное место занимают воспоминания о драматических эпизодах конфликтах, хотя в их общей истории имели место быть и позитивные моменты, и попытки наладить сотрудничество – например, между еврейскими и украинскими националистами в ХХ веке. Архив СБУ, который унаследовал архивы КГБ, подтверждает это: по словам Водимира Вятровича, существует документ 50-х года прошлого века, который подписан «Украинские повстанцы» и называется «Евреи – граждане Украине», и его лейтмотив – идея сближения украинских и еврейских национальных движений ради борьбы против сталинского тоталитаризма. Такие призывы не были односторонними: о сближении говорили и украинцы, и евреи. Эти попытки были и после Второй Мировой Войны, и после подавления украинского повстанческого движения в середине 50-х годов прошлого века, и они стали особенно активны во время эмиграции евреев из СССР – в конце 60-х, тогда якобы нью-йоркские сионисты собирались установить деловой контакт с украинскими националистами, жившими в стране Советов. К примеру, отметил Владимир Вятрович, в одном из документов КГБ указано, что в 1979 году было подписано соглашение о сотрудничестве между представителями Всемирного еврейского конгресса и Украинского конгрессового комитета Америки».
Далее Владмир Вятрович рассказал о действиях КГБ, которые должны были предупредить не только подобные контакты, но и формирование любых тесных связей между украинцами и евреями. По его словам, с этой целью советские спецслужбы проводили активную дезинформационную роботу. Например, в ходу была легенда, изобретенная 1959-м, согласно которой батальон «Нахтигаль», состоявший преимущественно из членов и сторонников ОУН (б), принимал участие в антиеврейских погромах летом 1941 года – якобы массовые убийства евреев организовали и провели украинцы – вояки специального батальона «Нахтигаль». КГБ активно раскручивало эту историю, однако, изначально, нигде не было реальных подтверждений и свидетельств тому, что «Нахтигаль» убивал евреев, поэтому были даны специальные секретные распоряжения и инструкции, как следует «проводить расследование» – и тогда «очевидцы» появились, и их сведения были опубликованы. «Искатели правды» из КГБ были даже награждены специальными наградами и ценными наградами.
Через подконтрольное КГБ «Общество культурных связей с украинцами за границей УССР» непосредственно распространялась информация, которая дискредитировала украинских националистов, и, в частности, представляла их как антисемитов. Одна из брошюр, созданных не без участия КГБ, называлась «Антисемитская деятельность украинских националистов» – для того, чтобы доказать якобы присущий им антисемитизм, в ней использовались соответствующие цитаты из украиноязычной прессы, которая выходила на территории оккупированной Украины и была полностью под контролем нацистов. При этом, цитат из документов, действительно принадлежащих ОУН-УПА, не было ни одной. По словам историка, еще одно издание подобного рода – брошюра «Чтобы мы не забыли» – была создана «с целью разжигания вражды между украинскими националистами и сионистами США» – таковые задачи ставил КГБ перед этой провокационной публикацией, что и указано в его документах.
«Я привел только несколько фрагментов документов, которые касаются преднамеренных провокаций и специальных операций советских служб, направленных на обострение украинско-еврейских отношений, – резюмировал Владимир Вятрович, завершая свое выступление, – изучение этой темы только начинается, и оно будет продолжаться в процессе рассекречивания раньше закрытых архивов КГБ. Я думаю, что исследования этой темы имеют не только научную ценность, они не просто приоткрывают завесу в прошлое украинской истории. Они имеют важную общественно-политическую ценность – дело в том, что и в Украине, и в России, и в Израиле отдельные силы до сих пор пытаются разжечь украино-еврейское противостояние, используя мифы, которое много лет назад для тех же целей использовало КГБ. Возможно, разоблачение этих механизмов провокации станет залогом того, что они не будут работать в современном мире».
Комментариев нет:
Отправить комментарий