![]() |
Владимир Голышев |
Издание «Русский Монитор» публикует
интервью с писателем Владимиром Голышевым.
«Русский Монитор»: Владимир, мы с
Вами в прошлый раз так душевно обсудили Путина. Давайте сегодня с Вами, как с
писателем поговорим о загадках русской души. Вчера вот я услышала, про
замечательное высказывание Николя Саркози, сказанные им Яну Бреммеру, о том,
что Россия не может вторгнуться в Украину, потому, что у нее не хватает
русских, что бы оккупировать даже свою собственную территорию. А действительно,
чего это мы все захватываем и захватываем. но почти не осваиваем, особенно
исконно русские территории и земли. Иностранные. чужие захваченные — еще
кое-как из необходимости, а свои вот — почти нет. Что это за странный феномен?
- Прекрасно сказал Саркози!
«Оккупировать свою собственную территорию». Именно так! Россия
оккупированная территория, которую раздражает соседство с территориями
неоккупированными. Тем более, когда речь идет о постсоветском пространстве.
Ненависть к странам Балтии, к Грузии — отсюда. И любимый мотив российской
пропаганды, о том, что «у них не лучше» — тоже. Если весь мир — тюрьма, то
свободы, вообще, не существует. Есть только борьба за право считаться «бараком
образцового содержания».
«Русский Монитор»: Но так было
всегда. Складывается впечатление, что россияне тупо собиратели земель — Сибирь
у нас много веков не освоенная, Приморье и Камчатка тоже не сильно. А нам то
Кавказ, то Среднюю Азию подавай. Теперь вот Донбасс. И главное, что при этом
русская душа радуется этому присоединению территорий, уже совсем непонятно
почему. Зачем нам эти земли, если у нас на них нет ни денег, ни ресурсов?
Откуда это странное в современном мире желание считать далекую Камчатку, на
которой ни ты, ни твои предки и ни твои потомки никогда не побывают, именно
своей и радоваться этому?
- Россияне ничего никогда не собирали и не осваивали. Россия — страна,
которая появилась на карте мира в 1991 году. Кое-что успела колонизировать
Московия. Очень немногое. Остальное присоединила Российская империя — огромное
и сложное образование, в котором действовала интернациональная элита. Причем
наиболее активными и успешными колонизаторами и в Московии и в Российской
империи были казаки — уникальная общность, имевшая с империей очень сложные и
неоднозначные отношения. Во времена СССР вся страна пыталась территории,
оставшиеся в наследство от Российской империи, как-то освоить. Попутно были
заложены основы нефтегазовой промышленности — отрасли, на которой сегодня
паразитирует клан Путина и его олигархические союзники. Но в конце ХХ века
наиболее развитые части СССР стали независимыми государствами. Это конечно, не
справедливо, что они не получили свою долю — все доходы от совместно освоенных
территорий присвоили себе элиты РФ. Но зато и будущее Сибири и Дальнего Востока
постсоветские государства больше не волнует. А в одиночку РФ не в
состоянии их не только освоить, но и удержать.
«Русский
Монитор»: Но значит ли все то, что сейчас происходит, что основная часть
россиян полностью согласна с действиями своего правительства и значит несет за
них ответственность коллективную? Или потом снова будет как обычно — да мы не
знали ничего, мы просто хотели что бы соседям жилось так же хорошо как нам, нас
обманули и т.д. Вы же знаете, Владимир, как у нас любят вовремя включить
Иванушку — дурачка на публике. И соседи, главное, тоже верят Иванушке, что он —
дурачок, не ведает, что творит. Это тоже часть нашей русской
идентичности? Вон и Саркози косвенно верит, что Иванушка просто дурачок
какой-то. Логики-то в действиях нету.
- Так ведь нет никакой «русской идентичности»!
У населения России если какая идентичность и есть,
то «имперская». Собственно, нынешнее безумие — следствие отсутствия
у него какой-либо другой идентичности кроме «имперской». Ельцин еще худо-бедно
пытался приучить жестоковыйных россиян к прекрасной музыке Глинки, но они
остались верны Александрову — всё ждали, когда вернётся его самоварная медь.
Ждали, ждали. И дождались.
«Русский
Монитор»: А готовы ли на самом деле нести ответственность россияне за это
имперское величие? Вот тут политологи некоторые считают, что готовы. Что
россияне ради «возвращения Крыма домой» готовы и обеднеть. Так ли это, по
Вашему?
- Путин им не Крым вернул, а имперскую идентичность. Вот
они и обрадовались. Были — не Богу свечка, ни черту кочерга, а теперь всё
встало на свои места. Крым — это зримое воплощение
этого «царского подарка». То, что подарок небесплатный, только
повышает его ценность. «Деды» ж «воевали»!
И «внуки», стало быть, должны повоевать — нанести сокрушительный удер по
пармезану и хамону под истерический хохот «Искандеров». Конечно, когда цена
этого удовольствия станет расти, энтузиазма у них поубавится. Но «Боржом» пить
уже поздно. Подпись под контрактом с сатаной россияне уже
поставили. Придётся платить.
«Русский
Монитор»: Как и кому? Почему платить придется самой незащищенной части
населения по сути, а те, кто отжимали Крым только обогатятся? Я не хочу
платить, ведь я была против аннексии и понимала последствия. И вы наверное тоже
не хотите? Как нам отделить себя сейчас от этого государства и его
преступлений, оставаясь при этом россиянами?
- Сатане, разумеется. С ним же контракт подписали — не с Путиным. Сатана
взыщет всё до копейки, как с немцев в 45-м. А отделить себя, оставаясь при этом
вместе, невозможно. Или отделяйте, или оставайтесь вместе. Или признавайте
очевидное: что никакой России не получилось, и объединять себя просто не с чем,
или отправляйтесь с вашим ублюдочным фантомом в пекло. Всё же просто!
«Русский
Монитор»: Т.е. Вы сейчас вместе с россиянами? Вы-то никуда не уехали? Тоже
сатане заплатите?
- «Вместе» — это как? На одной территории? Ну так и посол США Джон Теффт на
той же территории находится. Паспорт с птицей? Так я не просил мне его давать.
На момент распада СССР я находился на территории РСФСР — вот и дали. Другой
вопрос, что после этого было почти два десятилетия неопределённости. И я вместе
с населением данной территории «искал себя». Население себя нашло. Я — тоже.
Писателю, вообще-то, не важно, в какой точки глобуса находится его физическое
тело. Гоголь, Достоевский, Тургенев отлично себя чувствовали в Риме и
Баден-Бадене. Я бы тоже, наверное, неплохо себя там чувствовал. Худшее, что со
мной может случиться — взорвусь, как таможенник. Помните, товарищ Сухов кричал:
«Верещагин! Уходи с баркаса!», он не ушел и взорвался? Мне тоже кричат. Но есть
тысяча чисто технических причин осложняющих эмиграцию, а открытость
информационного пространства позволяет и, находясь на территории России, никак
от нее не зависеть… Ну, может не успею уйти с баркаса и взорвусь. Но к сатане
это никакого отношения не имеет. Я с ним никаких контрактов не заключал,
никаких бумаг не подписывал. У меня другой куратор.
«Русский
Монитор»: Куратор?
- Я бы даже сказал «крыша». Мне нравится народное «Ангел Хранитель». Он
меня в обиду не даст.
«Русский
Монитор»: Т.е. Вы вот вообще не ощущаете сейчас своей вины в происходящем?
Совсем? Ничего нет Вашего в том, что творится в России и что творит Россия?
Полная непричастность?
- Ну, винить себя можно только за недоработку — мол, мог воспрепятствовать,
но предпочёл сосать мохито на пляжах Анталии. Мне себя винить не в чем.
Во-первых, это тектонический уровень, с которым даже большевики не справились —
имперская парадигма вернулась, перемолов их кости в мельнице ГУЛАГа. То есть
воспрепятствовать невозможно. Во-вторых, я всю свою сознательную жизнь отвергал
мохито и лез во все щели своим обеспокоенным носом. Только на городе-герое
Цхинвале сломался. Когда в августе 2008-го народ в полном составе побежал
встречать цветами армию-победительницу, я решил быть русским писателем и
переехал на ПМЖ в русский язык. В нём теперь и живу.
«Русский
Монитор»: Удобная позиция. Я вот так не могу, например все время себя
чувствую виноватой. Уже перед всеми. Перед украинцами за вторжение, за своих
соотечественников и сотни трупов молодых парней, перед Россией, что я вроде как
на стороне другого государства в этой войне, как предатель родины. Перед
соотечественниками, что недостаточно сделала для их просвещения, может быть
могла бы приложить больше усилий и что-то изменить, что бы войны этой проклятой
не было. Что со мной не так?
- Невроз — это плата за неистребимое желание прислонится к чему-то
красивому и толстому.
Безмятежен тот, кто некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.
На самом деле, все просто, как у Гумилёва. Колдовские дети сами решают, кто им друзья. А если за тебя это делает твой паспорт, родители, телевизор — мокни под дождём, как цуцик. Всё по-честному.
«Русский
Монитор»: Владимир, Вы так много всего сегодня сказали о российской
идентичности, но вот вчера прошел так называемый Русский Собор и вынес декларацию русской
идентичности, которая буквально все наоборот трактует. Полностью
цитировать долго, но вот главные тезисы: «русский — это человек,
считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и
думающий на русском языке; признающий православное христианство основой
национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского
народа». Как прокомментируете?
- Удивительная плотность глупости на единицу текста! «Красавец —
это человек, считающий себя красавцем». И дальше в том же духе… Что такое
«этнические предпочтения»? Мне, например, японцы нравятся. «Говорят и думают на
русском языке» почти все армяне на постсоветском пространстве. Нужно ли ощущать
солидарность, например, с Рамзаном Кадыровым или это необязательно? Что такое
«национальная духовная культура»? Кобзон и Башмет? Между тем, эта нелепая
затычка закрывает собой вполне реальную брешь. Человек на этой проклятой
земле, действительно, не знает: кто он? Есть прилагательное «русский»,
указывающее на родной язык. А дальше — одно из двух: или соглашаться затыкать
отверстие драной ветошью, или по-карамазовски «возвращать билет» и определяться
с самоидентификацией самостоятельно. А нациогенез широких народных масс
начнётся, когда Российская Федерация развалится на части. Например, на Юге
России может появиться казачья нация, имеющая какие-то реальные, а не фиктивные
параметры. А пока говорить не о чем.
«Русский
Монитор»: Спасибо Владимир, все-то Вы у нас забрали — и язык русский уже не
только наш, теперь и идентичность национальную. А что оставили?
- «Я не могу обещать вам ничего, кроме тяжелого труда, пота, крови и слез».
Так, кажется, Черчилль сказал? Думаю, все эти сокровища население России
получит сполна. На них я точно не покушаюсь.
«Русский
Монитор»: Ну спасибо хоть на этом. Труд, пот, кровь и слезы — это все же жизнь
и действие. Не зря же говорят: «Если ты утром проснулся и у тебя ничего не
болит — значит ты умер». Ну а мы значит будем жить — это уже внушает оптимизм.
На этом и закончим до следующего четверга.
Беседу с Владимиром Голышевым специально для «Русского Монитора» провела Кортунова Ольга
Комментариев нет:
Отправить комментарий