16.10.2011

Игорь Лосев о Шустере, Бабьем Яре и еврейских провокациях

Агрессивная бестактность

На заметку «Шустер Live»: в цивилизованном мире не может быть народов-прокуроров и народов-подсудимых

Игорь ЛОСЕВ, газета "День" №180-181, пятница, 7 октября 2011


...И вот тут произошла не связанная с предыдущим обсуждением Шустер-сенсация. Ведущий, говоря о 70-летии трагедии в Бабьем Яру, обвинил украинский народ в Холокосте, в частности, в погромах в июле 1941 года во Львове и в участии в киевских расстрелах этого же года. Он очень воинственно обличал украинцев и требовал извинений перед евреями. При этом он страстно озвучивал старые наработки КГБ, которые к тому же были давно разоблачены на судебных процессах в Европе. Например, в процессах в ФРГ по делу бывшего офицера связи при батальоне «Нахтигаль» Теодора Оберлендера. Все суды подтвердили, что ни Оберлендер, ни батальон никакого участия во львовских акциях не принимали. Было точно установлено, что истребление еврейского населения Львова осуществляли специальные формирования СС, которые специализировались на подобных преступлениях на всех территориях, оккупированных Третьим рейхом. А «Буковинський курінь», на который приинято в определенных кругах возлагать ответственность за массовые убийства в Бабьем Яру, как установлено, прибыл в Киев значительно позже этих событий.

Шустер употребил понятие «украинская полиция». Непонятно, что тут имеется в виду. Может, существовало украинское государство, которое имело свою полицию? Не было в тот момент такого государства. Или Шустер имеет в виду то, что в этой немецкой полиции служили лица украинского происхождения? Но, следуя такой логике, ГПУ и НКВД УССР первой половины 30-х годов прошлого столетия придется называть «еврейскими», поскольку в этих учреждениях служило большое количество евреев. Думаю, это совершенно порочный подход. Попытки навязать осужденный Нюрнбергским трибуналом принцип коллективной ответственности ни к чему хорошему не приведут. Кстати, именно эта преступная идея лежала в основе Холокоста и всех других геноцидов. Целый народ не может отвечать за преступления отдельных лиц.

Да и в самой интонации Шустера было что-то фальшивое, как будто он выступает в качестве представителя народа-прокурора, обвиняющего народ, пребывающий в положении подсудимого. В цивилизованном мире не может быть народов-прокуроров и народов-подсудимых.
Если уже говорить об извинениях, то кто извинился перед украинцами за Голодомор, за массовые убийства, жертвами которых они стали в ХХ веке? Англо-американская исследовательница истории ГУЛАГа Энн Эплбом писала, что Сталин уничтожил украинцев больше, чем Гитлер евреев. Но ведь Сталин не сам это делал... Нужно ли извиняться перед украинцами тем народам, представители которых участвовали в преступлениях против украинцев? К сожалению, эта естественная мысль не пришла в голову Савика Шустера, который дал понять, что если украинцы посыпят голову пеплом, повесят на себя все приписываемые им грехи, то нас пустят в Европу, а если нет, то, может быть, и не пустят.

Шустер присвоил себе роль «апостола Петра», пускающего или не пускающего народы в «европейский рай».

Шустер бросил украинскому народу тяжкое, позорное и несправедливое обвинение. Оно построено на идеологическом шулерстве, на принципиально нечестном, непаритетном подходе.

Это обвинение одновременно является и провокацией, поскольку вопрос о коллективной вине одного народа неизбежно повлечет за собой вопрос о вине другого. И люди будут ввергнуты в бессмысленное и бесполезное обсуждение того, кто перед кем больше виноват и кто перед кем должен первым извиняться.

А если упросить ситуацию, о которой столь специфически высказывается г-н Шустер, то она сводится к тому, что были среди украинцев негодяи, которые убивали евреев, и были среди евреев негодяи, которые убивали украинцев. Как к этому следует относиться? Видный деятель Украинской Народной Республики, бывший заместитель министра иностранных дел УНР, а затем посол Украины в Великобритании еврей Арнольд Марголин писал в эмиграции в своих воспоминаниях: «Подобно тому, как мы, евреи, действительно снимаем с себя ответственность за все деяния комиссаров-евреев и за отвратительные поступки тех евреев, которые принимали участие в работе большевистских чрезвычаек, так и украинский народ имеет полное право отречься от своих подонков, которые запятнали себя погромными преступлениями».

Позиция Арнольда Марголина понятна и приемлема, потому что она —справедлива. Позиция Шустера — нет. Собственно, это даже не позиция, а агрессивная национальная бестактность. Мягко говоря.

Шустер что-то там говорил об этике. Ну, в роли учителя морали он выглядит достаточно карикатурно. Мы ведь не забыли те времена, когда в России тогда еще президент-новичок громил телеканал НТВ, а С. Шустер проявлял солидарность совсем не с журналистами НТВ и даже не с его владельцем Гусинским, вынужденным спасаться бегством за рубеж, чтобы не стать первым российским «ходорковским». Поведение Шустера привело к тому, что ему пришлось покинуть российскую редакцию «Радио Свобода».

Таких провокаций будет еще очень много. Нам нужно понимать простую истину: шустрые манипуляторы приезжают и уезжают, а нам в Украине вместе жить.

В студии была группа нашей (тут я тяжко вздохну) украинской интеллигенции, которая с каким-то болезненным энтузиазмом подхватила все инвективы Шустера против украинского народа. Думаю, что если бы Шустер обвинил украинцев вообще в чем-то фантастическом, то эти люди с восторгом подхватили бы и развили его «идеи». Комплекс национального Захер-Мазоха неизбывно присутствует в них. Однако украинцы в этом совсем не одиноки. Когда недавно в ООН обсуждался вопрос о провозглашении государства Палестина, немало американцев (штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке) еврейского происхождения вышли протестовать, поскольку такое действие на фоне отсутствия признанных границ, оспаривания палестинцами статуса Иерусалима, отсутствия каких бы то ни было гарантий безопасности Израиля означает инициирование еще одной войны на Ближнем Востоке. Но проявились и те, кто потребовал от Израиля немедленно подать «руку дружбы» палестинцам и выполнить все их требования. Руку Израиль подавал, правда, потом недосчитывался некоторого количества пальцев. А сейчас есть реальный шанс потерять ее аж до плечевого сустава. Выполнение же всех требований палестинцев означает фактическую ликвидацию государства Израиль.
Так что не мы одни такие, и это несколько утешает.

Разница (и огромная!) в том, что в Израиле эту специфическую публику никто не будет рекламировать в качестве самых достойных и моральных представителей еврейского народа, а в Украине идейных собратьев Шустера будут превозносить как носителей «высшего этического начала»...


Комментариев нет:

Отправить комментарий